20 января 1945 года первую серию «Ивана Грозного» показали в кинотеатре «Ударник».
Фильм имел ошеломляющий успех.
После московской премьеры последовало триумфальное шествие ленты по европейским экранам
Рецензия на фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный», 1944 г.
Ученицы 11 класса Арины С.
Фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» - это прорыв в операторской и
монтажной сфере, в работе художника-постановщика. Объединяя труд каждого,
кто приложил усилия к созданию картины, мы не можем не отметить, что вышел
грандиозный историко-биографический фильм в советском киноискусстве.
Эйзенштейновский Иван Грозный показан как царь-спаситель, деятельность
которого была необходима для блага страны. Фильм создан в военное время,
когда вождём был И.В. Сталин – человек, проводивший в стране страшные
репрессии 1930-х годов. В то же время он являлся личностью, благодаря которой
СССР одержал победу в Великой Отечественной войне. Именно поэтому,
учитывая сходство И.В. Сталина с руководителем российского государства в XVI
веке Иваном IV и его опричниной, режиссёр принял решение не рисковать
подтверждёнными историческими фактами, а изобразить правителя
добродетельным.
На самом деле, Иван Грозный в начале правления, до создания опричнины
боролся с оппозиционным боярством, завоёвывал новые земли, отбивался от
врагов, заключал дипломатические договоры с европейскими странами,
объединял Россию. Однако ситуация изменилась с введением опричнины, в годы
которой царь проявлял себя жестоким по отношению к народу и беспощадно
расправлялся со всеми, в ком видел угрозу или неповиновение. В таких
произведениях, как, например, «Князь Серебряный» А.К. Толстого эта система
изображена как страшное зло для всего народа. Действительно, приближенные
Ивана Грозного, являющиеся опричниками, жестоко расправились с
митрополитом Филиппом.
Период правления Ивана IV оценивается историками неоднозначно. Фильм С.
Эйзенштейна «Иван Грозный», 1944 г., несмотря на то, что имеет исторические
недочёты, достоин внимания каждого, так как он стал величайшим творением
советской киноиндустрии и попыткой осмысления нашей истории.
Рецензия на фильм “Иван Грозный” С.Эйзенштейна ученицы 11
класса Марии К.
Сергей Эйзенштейн по праву является одним из самых ярких и
узнаваемых личностей кинематографа. Можно сказать, что именно
благодаря ему мы можем говорить о советском кино как о настоящем
культурном пласте. Режиссер несколько раз возвращался к историческим
сюжетам, и наиболее известной картиной, конечно же, является
“Александр Невский” 1938г. Фильм получил высокую оценку, и
Эйзенштейн даже был награжден Сталинской премией и орденом Ленина
за этот фильм. Картина “Иван Грозный” стала следующей работой
великого мастера, также отобразив огромный сложный пласт нашей
отечественной истории.
Наверное, для каждого история родной страны является чем-то личным,
поэтому особенно сложно уместить эти чувства во что-то конкретное,
особенно в фильм. Еще большая сложность картины состоит в том, что
снималась она в 1944, после мучительной войны, когда страна была уже
истощена постоянной борьбой с врагом. Фильм определенно был некоей
поддержкой народа, неся патриотические настроения.Именно поэтому
образ Ивана Грозного показан в наиболее позитивном свете. Такое
решение кажется странным для нас,ведь личность этого правителя
является очень противоречивой. Но именно такой ход был, наверное,
наиболее верным в том времени, когда фильм был снят. По аналогии с
внешним врагом-фашистской Германией-в фильме есть свой враг-бояре, и
царь мужественно борется с ними.
Личность Ивана IV знают,наверное, все, особенно, что это был жестокий
и деспотичный правитель. Даже прозванье Грозный будто пытается еще
больше убедить в этом.
До просмотра фильма у меня было более негативное отношение к этому
правителю. Картина же убеждает нас в совершенно обратном: показывает
действия царя как вынужденную меру. Зная историю героя, его можно
понять. До венчания на царство Ивана IV, бояре имели власть даже
большую, чем законный наследник. Они злоупотребляли своим
положением-государство страдало от этого. Эт С малых лет царевич Иван
был вынужден наблюдать за недостойным поведением своих врагов.
Фильм начинается с венчания Ивана IV на царство, сразу же показывая
силу духа будущего русского царя. Строгой, но мудрой рукой он
управляет своим народом. Он стойко борется с боярами и терпит
предательство верного соратника Курбского. Он нежно любит свою
жену.Именно таким видит его образ режиссер. И именно этот образ
воодушевил народ в тяжёлых боях при взятии Казани, Астрахани когда,
казалось бы, сил уже почти не осталось.
Фильм “Иван Грозный” не может не поражать. Благодаря талантливым
актерам и огромной проделанной работе, картина смогла покорить сердца
не только советских зрителей, но и весь мир, показав и доказав силу
русского народа, олицетворением которого всегда являлся правитель.
Фильм не просто историческая драма, это уже сюжет про настоящих
людей, жизнь в которых вдохнули талантливые актеры и декорации.
Именно поэтому я рекомендую посмотреть картину и может она сможет в
корне изменить ваше отношение к великому царю- Ивану Васильевичу
Грозному.
Рецензия на фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный», 1944 г.
Ученицы 11 класса Надежды Л.
- Отныне буду таким, каким нарицаете меня- буду Грозным!
Я предлагаю своё видение этого фильма, но понимаю, что каждый зритель будет
иметь собственное мнение.
«Иван Грозный» - советский художественный исторический фильм-биография
кинорежиссера С.М. Эйзенштейна. Интересным является тот факт, что И.В.
Сталин предложил поставить киноленту о первом царе всея Руси и более
подходящей кандидатуры, чем Сергей Михайлович Эйзенштейн выбрать не мог.
Сам Иосиф Виссарионович утверждал данный сценарий.
В картине мелькает фраза Ивана IV, где он говорит: « московским единым
хозяином отныне буду я один». Это сразу настораживает бояр, которые всё же
хотят принимать участие в управлении государством. Далее царь вводит такую
систему административных мер, как опричнина, которая нацелена на укрепление
самодержавия и отстранение бояр от власти. Опричнина не только борется с
боярами, но и изменяет всю общественную жизнь. Ивану Грозному приходится
терпеть несколько сильнейших ударов судьбы. Во-первых, его ближайший
соратник, Курбский, оказывается предателем, который переходит на сторону
вражеского польского короля. Во-вторых, Анастасию, любимую жену царя, бояре
отравили, и царь остается один.
Отдельно хочется сказать, что большое количество сцен фильма содержат
некоторые «ловушки». Герои фильма расставляют друг для друга ловушки или
попадаются в эти самые ловушки, некоторые из которых показывают хитрость и
ум самого царя.
Хочется отметить великолепную операторскую работу. Съемка плавная,
присутствуют интересные крупные планы, хорошо отражающие мимику каждого
героя. Гениально сыграл главную роль Николай Черкасов, а прекрасно
подобранная музыка специально для этого фильма была создана Сергеем
Прокофьевым.
В итоге хочется сказать, что фильм «Иван Грозный» стоит смотреть, поскольку
тут есть и отличная актерская игра, и интересный сюжет, и качественная съемка, а
главное – мы можем погрузиться в историческое прошлое нашей Родины.
Рецензия на фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»
Автор: Ульяна Л.
Вопросы истории всегда привлекали внимание создателей фильмов.
Неоднозначность, широта темы дает сценаристам и режиссерам свободу
трактовки фактов, представления реальных исторических событий,
возможность показать личности их участников с разных сторон,
продемонстрировать свое видение причин и связей.
Правление Ивана Грозного – одна из самых распространенных тем среди
деятелей кино. Споры о временах его царствования, его решениях, деяниях и
их причинах не утихают до сих пор... Множество картин об Иване Грозном
уже снято, и сколько их еще снято будет - никому не известно. Особое место
среди всех этих кинолент занимает фильм Сергея Эйзенштейна– «Иван
Грозный».
Говоря о достоинствах фильма, первое, о чем стоит упомянуть, — это
сюжет и созданные Эйзенштейном образы. Первая серия включает в себя
начало правления Ивана 4: от венчания на царство до смерти любимой
Анастасии. Царь показан энергичным, молодым, прогрессивным правителем,
главной целью которого является сплочение Руси. Стоит отметить и то, как
тонко переданы образы ближайших к царю людей – князя Курбского, верного
соратника, которого медленно сбивают с истинного пути сомнения и желание
занять место правителя, и нежной Анастасии, остающейся навечно преданной,
любящей мужа и сына. В этой же серии обращается внимание и на основной
конфликт между царем и боярством, главным образом продемонстрованный
через завязывающееся противостояние Грозного и Ефросиньи Старицкой,
которое и станет основой сюжетной линии следующей части фильма.
Вторая серия охватывает поздний этап жизни царя Ивана, начинающийся
с образования опричнины – группы выходцев из простых людей, собранных
служить царю и вершить его волю по всей Руси. Важной фигурой в их
изображении является Федор Басманов - вольный, первым привлеченный в
опричнину юноша, самоуверенно напевающий «Загуляли по боярам
топоры...», прямо указывая на усугубление взаимоотношений между
боярством и царем. В этой же серии говорится и об истоках конфликта –
детстве Ивана, страдающего от боярского произвола, горящего идеей его
пресечения, жестокой мести врагам. Нельзя не заметить, как сильно изменился
образ Грозного: он постарел, стал импульсивнее, жестче, хладнокровнее, в нем
все более заметны черты деспота, тирана, охваченного собственными
страхами, страстями и недоверием к окружающим. Здесь же и заканчивается
противостояние с Ефросиньей – Владимир Старицкий убит, Иван, наконец,
получает «власть безграничную», о необходимости обретения которой он
думал еще со времен смерти жены и предательства Курбского.
Нельзя оставить незамеченным и актерское воплощение всех замысленных
создателем образов. Неподражаемая игра и легкость перевоплощений Николая
Черкасова помогли в точности передать характер царя и изменения в нем.
Роли, исполненные Михаилом Кузнецовым (Федор Басманов), Серафимой
Бирман (Ефросинья), Михаилом Жаровым (Малюта Скуратов) и другими
прекрасными актерами, убеждают в правдивости, реальности и живости
происходящего в фильме.
Отдельной похвалы достойна работа Сергея Прокофьева над музыкальным
сопровождением в киноленте. Музыка представляется в ней как еще один, не
менее важный образ, художественное средство, без которого восприятие
фильма было бы невозможным. К тому же сегодня многие мелодии стали
узнаваемыми, обрели народную любовь.
Велика работа и художников по костюмам, создателей декораций. Фильм
снимался в годы войны, и до сих пор неизвестно, как Эйзенштейну удалось,
работая над полотном в такое время, воссоздать богатство царских палат и
роскошь нарядов.
Данный фильм, конечно, заслуживает восхищения. Это не обычная
кинолента, а живая история, рассказанная убедительно и правдиво. Возможно,
для современного искушенного зрителя фильм может показаться местами
затянутым, немного странным, но лишь в силу того, что ритм жизни со времен
создания фильма сильно изменился, как изменился и сам зритель. Тем не
менее, знакомство с творением Сергея Эйзенштейна необходимо каждому, кто
хочет узнать нечто новое об Иване Грозном, разобраться в сложных событиях
и проникнуться желанием приблизиться к ключам исторической тайны...